© Фото из личной коллекции Таши Рублевой
Известный дизайнер и основатель сети Модных Домов «Rubleffka» Таша Рублева открыла бутик-ателье премиум-класса в Москве. Имя Рублевой особенно хорошо известно российскому истеблишменту. Бизнесмены и политики выбирают ее в качестве дизайнера, бизнес-консультанта по стилю и создателя авторских мужских гардеробов. Таша Рублева прочно занимает лидирующие позиции в нише индивидуального пошива одежды и намерена ее активно развивать. По ее убеждению, индивидуальный пошив становится все более востребованным в России. Готов ли рынок соответствовать высоким ожиданиям взыскательных клиентов? Приходя за костюмом, сшитым по меркам, они хотят получить безупречный сервис, высокое качество и найти свой уникальный стиль.
До личной встречи с Ташей Рублевой я много слышал о ней от ведущих российских политиков и предпринимателей. Многие из них упоминали, что, готовясь к Петербургскому международному экономическому форуму и поездке на ИННОПРОМ, обязательно закажут у Рублевой новый костюм. Тогда я подумал, что это такое поветрие, новая мода — заказывать индивидуальный пошив у известного дизайнера. Оказалось, что для многих это часть стратегии — готовить гардероб к важным переговорам, деловым встречам и особым случаям. Таша Рублева, как и многие из ее клиентов, тоже была гостем форума в Петербурге. Владелица и дизайнер сети Модных Домов «Rubleffka», модельер, эксперт в области мужского стиля внимательно следит за mainstream и во многом сама его и задает.
-- Совсем недавно завершились два крупнейших деловых мероприятия — Санкт-Петербургский международный экономический форум и ИННОПРОМ. Среди участников и гостей этих мероприятий много ваших клиентов. Правда ли, что для многих из них вы специально к этим событиями отшивали костюмы?
— Да, конечно, есть такие клиенты, но чаще всего к нам приходят с целью сформировать индивидуальный гардероб, который будет отвечать личным и бизнес-задачам. Есть клиенты, которых мы одеваем не первый год, у них уже сформирована база, и на ее основе мы комбинируем, улучшаем, дополняем. Но к событиям, подобным тем, о которых вы сказали, многие готовятся особенно тщательно. Например, у одного очень известного предпринимателя на Питерском форуме подписывался важный и дорогостоящий контракт. В таких случаях важно все. К тому же гардероб давно стал частью персонального и корпоративного имиджа и репутации. Такой детальный подход к своему внешнему виду подчеркивает статус, положение в обществе. Те, для кого это ценно, приходят к нам в ателье.
— А как же Марк Цукерберг, который принципиально не надевает костюмов даже на важные бизнес-встречи?
— Сначала нужно стать Цукербергом, чтобы позволить себе диктовать правила и предлагать партнерам по бизнесу принимать тебя таким, какой ты есть — с принципами и любыми «пунктиками». Психология в бизнесе играет далеко не последнюю роль: мы видим перед собой человека и считываем с внешнего облика много важной информации. Как предприниматель я знаю, что в бизнесе мелочей не бывает. Внешний облик — это набор сигналов, который позволяет понять «свой» или «чужой» перед нами. Что может сказать о мужчине его костюм? Хорошая посадка, чёткие линии, благородные ткани ассоциируются с надежностью и стабильностью, а это значит, с безопасностью и перспективами. Очень многое о человеке расскажет цвет костюма и его галстук. Кстати, умение расшифровывать эти сигналы и «читать» по внешнему облику человека — очень ценный навык для бизнесмена, и служит отличным ориентиром, дает массу подсказок о том, с кем предстоит иметь дело. Имидж и гардероб как его часть могут работать на вас или против. Это важно понимать, если вы нацелены на успех. Авторский подход к гардеробу определяет качество и позволяет сохранить индивидуальность. Многие приходят к нам в ателье и ко мне как к дизайнеру именно за этим.
— При этом на тех же форумах аудитория будто сливается в единое целое, потому что кажется, все одеты в сине-серо-черное. Какие инструменты остаются, чтобы подчеркнуть индивидуальность заказчика?
— Любое протокольное мероприятие такого уровня требует знания и следования четко прописанным международным нормам и правилам. Здесь нет задачи поразить. Я закончила программу МГИМО по протоколу много лет назад, а сейчас делюсь своими знаниями и опытом на форумах, персональных консультациях и корпоративных тренингах, фактически формирую культуру делового стиля в России. Важно понимать, что каждый человек представляет не только самого себя, но и компании, сообщества и, конечно, государство. В случае с госслужащими этот принцип заложен в кодекс профессиональной этики. Форумы, подобные Питерскому, —
не Pitti Uomo (самое большое трейд-шоу мужской моды, — Прим. Ред.), где собираются модники со всего мира. Поэтому я советую исключить контрастную клетку и полоску, кричащие акценты, выбрать базовые цвета и сочетания и исключить черный цвет. Сделайте ставку на безупречную посадку и, скажем, роскошный шелковый галстук, как вариант — в корпоративных цветах, как это делает, например, Герман Греф.
— Вы как дизайнер, создатель имиджа берете на себя эту функцию — сориентировать клиента во множестве визуальных кодов, чтобы он выглядел сообразно ситуации, что называется, был одет по случаю, ведь наверняка бывает, что многие, особенно те, у кого то или иное событие впервые, просто не знают, что можно, а что нельзя?
— Бывают особые события, например, свадьбы, к ним создаются единичные образы. А в деловой среде есть общепринятый дресс-код. В любом случае для меня важно, чтобы усилия и вложения, мои и клиента, оправдались. Чтобы прийти к нужной цели, сначала определяем ключевой запрос, например: «Я не хочу быть мужчиной из масс-маркета», «Мне нужен персональный гардероб про меня и для меня», «Меня повысили / хотят повысить, и есть необходимость стать своим». Кто-то хочет показать свой статус, успех и благополучие или просто больше нравиться женщинам, ведь, как известно, мы любим глазами.
— Насколько клиенты готовы погружаться в этот весьма творческий процесс создания персонального гардероба, ведь большинство из них очень занятые люди?
— Для многих моих клиентов создание авторского гардероба сравнимо с заказом авто под себя. Я уловила это настроение в тот момент, когда сама решила заказать машину с элементами авторского дизайна. Это совсем другое ощущение, когда ты можешь себе позволить именно то, что по-настоящему нравится, а не мириться с тем, что выбирать придется из наличия. В случае с одеждой, как и с автомобилем, это еще практичность и удобство, потому что ты выбираешь не только цвет обивки салона, но и параметры двигателя, аудиосистемы, конфигурацию спинки кресла. В нашем случае точно так же можно собрать костюм под себя с учетом особенности фигуры, корпоративного дресс-кода. К тому же мы часто наделяем вещи особым смыслом: вышиваем семейные или областные гербы, логотипы компаний, флаги, имена любимых и детей. Таким образом, клиент получает не просто одежду, а интеллектуальный гардероб, в котором учтены не только дресс-код, культурный код, но и отдана дань традициям и личности.
— Желание создать для себя интеллектуальный гардероб — это какой-то новый уровень осознания себя. Все ли готовы шагнуть так высоко?
— Моя задача как дизайнера показать преимущества такого подхода. Сегодня в России многие успешные люди приходят к этому через определенную трансформацию себя, через эволюцию собственной личности, через другое отношение к себе, качеству и ценности своей жизни. Сначала человек хочет купить хороший костюм и выбирает какой-то бренд. Получив этот опыт, он говорит себе: «Да, отличный костюм, но таких тысячи», значит, он готов к переходу на следующий уровень, и вот тут в игру вступаем мы, авторские ателье, чтобы предложить только то, что подчеркнет степень уважения и любви к себе, своим заслугам и статусу.
— Подобный опыт, наверное, схож с тем, что получали звезды Голливуда и знаменитые певцы, когда для той же Мэрилин Монро или Марии Каллас создавались уникальные вещи в единственном экземпляре? Насколько ваши клиенты ценят эти эмоции?
— Думаю, сравнение вполне уместное, ведь мы тоже предлагаем уникальные ткани, выпущенные ограниченным тиражом, прорабатываем дизайн всех элементов и деталей, создаем образы, которые никогда не повторятся.
— Звучит действительно по-голливудски. Кажется, что столь детальная проработка может оказаться слишком затратной по времени. Что делать, если костюм нужен срочно?
— Быстро шьются тапочки где-нибудь в Таиланде или Китае. Наши заказчики готовы к тому, что нешаблонная работа требует временных затрат. Но и мы со своей стороны понимаем, что архиважная встреча может возникнуть в календаре совершенно неожиданно. Зачастую график наших клиентов таков, что их трудно «подловить», и время на примерку находится слишком поздно. Мы рекомендуем делать заказ за два месяца, готовиться к сезонам заранее, поскольку логистика доставки из Европы несколько усложнилась. Если же понимаем, что этого времени у клиента нет, предлагаем альтернативные варианты, например, взять готовые лекала или подогнать купленный в магазине костюм. Какой бы путь ни выбрал клиент, мы всегда гарантируем, что костюм будет сидеть на нем идеально.
— Кого среди клиентов авторского ателье больше: бизнесменов или чиновников?
— Социальный статус во многом определяет стремление выглядеть безупречно, но не только он. Среди наших клиентов много тех, кто имеет нестандартные размеры, и это не то, о чем вы подумали. Скажем, у профессиональных спортсменов часто встречаются особенности фигуры, которые не позволяют им купить готовый костюм. Длинные ноги, руки, раскаченные бицепсы и трапеция, большая разница между плечевым поясом и талией. Тренд на здоровье и спорт увеличил количество таких клиентов.
— А кто главный законодатель деловой моды в России, на кого ровняются ваши заказчики?
— Уже долгое время лидирующие позиции удерживает Владимир Владимирович. На втором месте — Джеймс Бонд. Часто приходят заказывать костюм и показывают картинку из фильма. Это очень приятный момент, потому что таким образом клиент дает понять, что уверен, что в нашем ателье его оденут как голливудскую звезду или президента.
— Джеймс Бонд известен своими безупречными смокингами. Их часто заказывают? Обязан ли смокинг быть в гардеробе каждого уважающего себя джентльмена?
— Последние три – четыре года спрос на смокинги заметно вырос, думаю, совсем не случайно. Смокинг — это особый повод и настроение, а сколько таких событий будет в жизни, зависит только от нас. Возьмем поход в театр, его можно превратить в настоящее событие. Представьте: вы достаете белоснежную сорочку со складками, завязываете бабочку, надеваете красивый смокинг, кладете платок в верхний карман и завершаете образ лакированными оксфордами. Рядом с вами спутница в роскошном платье и изящных туфлях, с безупречной прической и макияжем. Вы ловите на себе восхищенные взгляды, потом попадаете в удивительную атмосферу театральной ложи и наслаждаетесь искусством. В антракте приглашаете свою даму на бокал игристого и угощаете ее легким десертом. Это целая ода радости, которая начинается с вашего настроения и дополняется такими важными деталями, как безупречный смокинг. Я часто устраиваю себе подобные праздники и вижу, что лишь 3% публики делают то же самое, и мне искренне жаль, что они упускают такую возможность, ведь это сделало бы их счастливее. С помощью гардероба мы создаем не только настроение, но и транслируем смыслы. У нас был один клиент, который заказал себе «посылательный» пиджак с некой вызывающей надписью. Это был не просто элемент образа, одежда. Пиджак был заряжен особым смыслом, его обладатель будто выражал протест этому миру, и в этом была такая степень внутренней свободы, возможно, он придавал ему дополнительной уверенности, знаете, как Железный человек, когда надевал свой костюм, превращался в супергероя.
— Предположу, что костюм супергероя мечтает иметь в своей гардеробной каждый мужчина, а что непременно должно быть там, помимо этого, и в каком количестве?
— Все очень индивидуально, но в большинстве случаев мы исходим из образа жизни клиента: как часто нужен костюм, насколько строг дресс-код. Стартовый набор — один костюм, три сорочки, два галстука, две пары классической обуви, хороший кожаный ремень. Такой минимум должен быть у каждого — вдруг завтра станет известно о том, что вас награждают премией или орденом.
— Многие отказывают себе в удовольствии шить по индивидуальному заказу, потому что уверены, что это слишком дорого. Понятно, что верхней границы цены нет, а какова нижняя?
— Составляющих цены много: это и размер, и сложность пошива, количество ручных операций, ткань и фурнитура, курс валют. Для ориентира назову несколько цифр: костюм — от 98 тыс., сорочка — от 24 тыс., джинсы — от 53 тыс. рублей.
— Последние несколько лет мы переживаем глобальные потрясения, которые не проходят бесследно. Для вас таким сложным периодом, как вы откровенно признались в своих социальных сетях, стала пандемия, когда вам пришлось закрыть свой салон в Москве. Поделитесь, какие выводы вы для себя сделали, благодаря чему удалось пройти этот сложный этап?
— Это одно из самых важных переосмыслений за последнее время. Я жила и работала на два города, буквально разрывалась между Екатеринбургом и Москвой. Мне хотелось быть везде самой, лично общаться с клиентами, управлять бизнес-процессами. Тогда мне казалось, что если я лично не буду во всем участвовать, то все пропадет. Сейчас этого ощущения нет, потому что я осознала, как важно доверять своей команде. Я вижу, что мой бизнес устойчив, все работает стабильно и, самое главное, в соответствии с теми стандартами, которые я заложила. Бизнес — не каторга, не рабство. Я занимаюсь любимым делом, оно приносит мне массу удовольствия, я не хочу загонять себя, не хочу бежать за результатом в бешеном ритме. Бизнес — это целая жизнь, моя жизнь. Я хочу прожить ее максимально эмоционально и красиво, получить от процесса и результата удовольствие. Да, есть задачи и сроки, но теперь я не зажимаю себя в эти рамки до той степени, когда я перестаю получать радость от любимого дела, мне не нужен результат любой ценой, я не хочу и не буду превращать свое дело в испытание на прочность себя и своей команды.
— Вы начинали бизнес в Екатеринбурге, здесь у вас все стабильно, вы хорошо известны. Москва для вас оказалась «крепким орешком», но вы снова открыли ателье в столице, зная, что это другой, более конкурентный рынок. Готовы покорить эту высоту со второй попытки?
— Любой бизнесмен по натуре любопытен и любит идти на риск, тестировать гипотезы и испытывать себя. Это как новый уровень в любой игре. Да, вы правы, можно было бы довольствоваться тем, что в Екатеринбурге я такая одна, мой бренд известен всем, и мне не надо ничего никому доказывать. Но плох тот предприниматель, который не мечтает о росте. Общеизвестно, если бизнес не растет, он умирает. Москва имеет больший потенциал для развития. Да, конкуренция здесь многократно выше, но у меня есть своё видение этого бизнеса, философия, клиенты, которые разделяют ее. И я часто получаю подтверждение, сигналы того, что иду правильным путем. Вот недавно встречалась в Москве с одним из своих клиентов, рассказала ему о планах открыть бутик-ателье в Москве, он сокрушался, что не знал об этом раньше, не стал бы спешить с заказом костюма у другого дизайнера, а дождался бы нашего открытия. К слову, я была на его примерке у конкурентов и еще раз убедилась в том, что мы все делаем грамотно.
В нише индивидуального пошива одежды столько нюансов, которые «делают погоду». Ведь дело не только в самом костюме или сорочке. Важно создать атмосферу гостеприимства, дать клиенту понять, что его здесь ценят и ждут, помнят его вкусы, понимают и всегда на его стороне. Эти нюансы порой еле уловимы, но они формируют доверительные отношения. В моем бизнесе все начинается с парадной, с момента встречи, ароматного чая, просторной примерочной с подиумом, на котором каждый чувствует себя на высоте, и заканчивается идеальным костюмом. Вернее будет сказать, что хороший костюм становится моей лучшей рекомендацией и часто прологом к продолжительному сотрудничеству и дружбе.
В моих бутик-ателье клиенты проводят довольно много времени, пока идет примерка, подбор образов и материалов, мы много общаемся. Люди рассказывают о своей жизни, о бизнесе, увлечениях, успехах и поражениях. В какой-то момент я поняла, что я — обладатель огромного богатства в виде ценного опыта успешных, состоявшихся людей, этим надо делиться, тиражировать. Из этого багажа опыта и знаний родился проект «Изнанка» (выходит в формате интервью на канале Tasha Rubleva, YouTube и странице Таша Рублева, VK — Прим. Ред.). Я горжусь своими клиентами, их успехами и предлагаю им поделиться опытом с другими — это всегда интересное и очень полезное знание.
— Проект «Изнанка», открытие галереи-ателье в Москве — что будет дальше? Какие ниши у вас под прицелом, какие идеи обдумываете: возможно, персональный бренд, запуск линейки дизайнерской одежды, собственное производство — какие планы?
— Сначала отточу все грани новых проектов, не хочу распыляться и спешить. Мечтаю о сети ателье в России и за рубежом, о своей фабрике по пошиву костюмов и производству тканей, сети магазинов готовой одежды. Это будет замкнутая система, практически полностью обеспечивающая себя. Кстати, сейчас уже запущена линия домашней одежды для мужчин под брендом «Tasha Rubleva». А еще совсем скоро допишу свою первую книгу. Также есть предложение запустить авторскую программу на федеральном телевидении.
Беседовал Андрей Мазов, «Федеральный Бизнес-журнал», издатель.