НОВАЯ НЕФТЬ



НОВАЯ НЕФТЬ

 

Российской экономике нужны новые подходы и стимулы для развития инвестиционного потенциала регионов. Не случайно в повестке дня Сочинского инвестиционного форума появилась тема «Креативные индустрии». Во многих странах именно они сейчас являются движущей силой экономического развития — темпы роста составляют +15% ежегодно. Мало какие сектора могут похвастаться такими оборотами.

 

 

 

Цифра: 100 млрд фунтов стерлингов (5,5% ВВП) приносит ежегодно креативная экономика Великобритании

Цифра: 50 млн руб выплатила по рибейтам только за прошлый год администрация Калининградской области кинопроизводителям, снимавшим кино в регионе

Цифра: 0,5% от ВВП страны составляла в 2018 г. доля креативных индустрий России (по данным UNCTADSTAT Creative Economy Outlook -2018)

 

Термин, само понятие «креативные индустрии» для России все еще является не вполне привычным и широкоупотребимым. На государственном уровне этот сегмент экономики отсутствует вовсе — понятие не сформулировано, индустрия не описана, не посчитана, и в целом ее как будто нет для официальных органов власти. О том, кто сегодня развивает креативную экономику России, и нужна ли ей легализация, редакция расспросила яркого представителя креативной индустрии Екатерину Черкес-заде, директора Universal University первого в России университета креативных индустрий (объединяет Британскую высшую школу дизайна, Школу компьютерных технологий Scream School, Московскую школу кино, Архитектурную школу МАРШ, Московскую школу музыки, Московскую школу продвинутых коммуникаций MACS и Школу для специалистов в образовании School of Education).

— Какие отрасли экономики вы бы отнесли к «креативным индустриям»? Каков их объем в российской экономике (в денежном выражении)?

— В Universal University мы придерживаемся британской модели и относим к числу креативных индустрий искусство, дизайн, моду, компьютерную графику, анимацию, разработку компьютерных игр, IT, архитектуру и урбанистику, кино, ТВ, новые медиа, музыку и саунд-дизайн, маркетинг и коммуникации, издательское дело и журналистику, а также образование в креативных индустриях. По данным UNCTADSTAT Creative Economy Outlook -2018, в России доля креативных индустрий в ВВП страны составляет 0,5%.

— Каковы темпы роста креативных индустрий в России?

— Как подсчитали в агентстве Intermedia, оборот креативных индустрий в России в 2017 году вырос на 6%, в 2018 году — уже на 15%. В 2019 году, по предварительным подсчетам, объем креативных индустрий увеличился на 9,4% — с 2,9 трлн рублей до 3,2 трлн рублей. Центр стратегических разработок спрогнозировал, что к 2024 году такая динамика может привести к росту доли креативных индустрий в ВВП страны с 0,5 до 8,5%.

— От чего зависит качественный рост креативной экономики в России: какие стимулы для роста существуют, а чего не хватает? Как состояние общества и качество человеческого капитала влияют на креативные сектора экономики, кто их двигает вперед? Каков портрет креативного бизнесмена в России-2020?

— Качественный рост зависит от человеческого капитала, от условий, в которых живет малый и средний бизнес, от спроса на креативные продукты и услуги в обществе. В России стимулы для креативного предпринимательства только начинают появляться. Есть меры поддержки экспорта креативных индустрий на уровне правительства Москвы. Появился Союз креативных кластеров, куда вошли Винзавод, Artplay, Флакон и Фабрика, объединение поможет им эффективнее взаимодействовать с бизнес-сообществом и с органами власти, чтобы стимулировать развитие креативных индустрий. В Петербурге есть законодательные меры, которые способствуют развитию креативных пространств.

В регионах ситуация несколько иная, но и там есть творчески активные люди, которые не хотят покидать свой город и готовы своими силами изменить культурный ландшафт региона. Иногда им не хватает менторской поддержки в вопросах предпринимательства. Мы в этом убедились, когда проводили акселерационную программу «Культурная инициатива / Лидерство в креативных индустриях». Это первая в России программа обучения для творческих лидеров. Мы получили больше 800 проектов из 63 регионов страны. Пятнадцать лучших были отобраны экспертным жюри в номинациях «Место силы», «Событийное развитие территорий», «Развитие местного сообщества», «Культурный туризм» и «Digital-проект». Победители получили грантовую поддержку. Теперь мы с нетерпением ждем результатов этих культурных инициатив. Надеюсь, что такие акселераторы станут регулярной практикой, потому что творческим лидерам часто не хватает стратегического видения, бизнес-планирования. Чтобы развивать креативную экономику, нужно создать условия для креативных предпринимателей. Ведь именно люди — главный ресурс экономики знаний, они двигают ее вперед.

— Какое место в развитии креативных индустрий занимает современная урбанистика — инфраструктурное развитие российских городов?

— Урбанистика и маркетинг территорий очень важны для развития креативных индустрий в регионах, поскольку компании идут туда, где живут талантливые люди, а люди, в свою очередь, — туда, где созданы благоприятные условия для жизни. Архитектурная школа «МАРШ», которая входят в состав Universal University, активно решает эту задачу в рамках МАРШ Лаб — практической лаборатории, эксперты которой проектируют городские пространства с участием местных жителей. Так, МАРШ Лаб спроектировали набережную в Чебоксарах, городской сад в Ижевске, образовательное пространство будущего в Махачкале.

— В основе креативной экономики — свобода творчества, мысли и духа. Как с этим сейчас обстоят дела в России, на ваш взгляд?

— Мой взгляд может оказаться субъективным. А вот наши коллеги из Великобритании, которые уже достаточно долго живут в России, говорят, что в нашей стране очень много свободы для креатива и предпринимательства. Ряд индустрий только-только выходят на территорию бизнеса, некоторые еще даже толком не сформировались. Возьмем, к примеру, Universal University. На сегодняшний день это единственный университет креативных индустрий в стране. В год мы выпускаем порядка тысячи человек. 95% наших выпускников трудоустраиваются в течение двух месяцев после окончания обучения. В Великобритании же творческих школ в разы больше, и ежегодно рынок труда там оказывается переполнен новыми специалистами.

— Какие зоны наибольшего благоприятствования для развития креативных индустрий в России вы можете привести как удачный пример?

— Креативные индустрии могут развиваться везде, где есть креативное сообщество. Для этого не нужно искусственно создавать арт-пространства, строить технопарки. В нашей программе «Культурная инициатива» участвовали люди не только из Москвы и Петербурга, но и из Татарстана, Свердловской, Кемеровской, Тюменской, Воронежской областей, Хабаровского, Ставропольского края и других регионов. У каждого региона есть своя уникальность, свои ресурсы для развития местного туризма и креативных индустрий — от природных заповедников и народных ремесел до стрит-арта, электронной музыки и компьютерных игр. Нужно только найти эту уникальность и помочь ей выйти на рынок. Как мы сделали это прошлым летом в Якутии, когда Британская школа дизайна вместе с Арктическим государственным институтом культуры и искусств организовали летнюю школу ювелирного дизайна. В итоге осенью якутские ювелиры показали свои работы на крупнейшей выставке ювелирного искусства в Токио — IJT Autumn 2019.

— В России нет ни четкого определения, что такое креативная индустрия, ни уполномоченного органа для решения проблем ее участников. Какие проблемы, на ваш взгляд, связанные с развитием в России креативной экономики, существуют и нуждаются в срочном решении?

— Самая большая проблема в том, что креативные индустрии в России не считают себя единой отраслью. У каждой из них — свои механизмы финансирования и регулирования: одни относят себя к дотационной сфере культуры, что автоматически тормозит их рыночное развитие, другие — к бизнесу, что создает им «коммерческую» репутацию. Только в последние два–три года представители индустрий кино, музыки, искусства, дизайна, IT стали пересекаться на публичных площадках и обсуждать свои проблемы в едином контексте. Должно пройти время, прежде чем это большое креативное сообщество сформулирует свою повестку и донесет ее до тех, кто принимает решения государственного масштаба.

— Что такое легализация креативных индустрий, и зачем она нужна?

— У слова «легализация» есть оттенок декриминализации. Все-таки заниматься креативными индустриями в нашей стране можно, просто каждый называет эту сферу по-разному: культура, досуг, услуги и так далее. Вопрос в том, нужно ли отраслевое законодательство? И да, и нет. Нужно, потому что это позволит определиться со статусом креативных индустрий и встроиться в международную повестку, привести в порядок статистику в этой отрасли, признать ее роль в экономике страны. Но такая формализация всегда несет за собой какие-то ограничения. Все-таки это сфера очень динамичная, ее нельзя бюрократизировать и принимать решения в пользу одних индустрий в ущерб другим.

— На инвестиционном форуме в Сочи теме развития креативных индустрий будет посвящена отдельная сессия. Креативная индустрия может дать толчком для роста инвестиций в российскую экономику?

— Креативные индустрии — это новая нефть. В прошлом году производитель игрушек Hasbro купил компанию Entertainment One со всеми правами на «Свинку Пеппу», чья стоимость — 4 млрд долларов — превысила капитализацию «Аэрофлота» и «Уралкалия» вместе взятых. Будет неверно отрицать экономический потенциал креативной экономики, видя инвестиции таких компаний, как Яндекс и МТС, в кино и киберспорт, или следя за успехами анимационного мультфильма «Маша и Медведь». В России есть немало точек роста для развития креативных индустрий: у нас 15 городов-миллионников, мы имеем самый крупный интернет-рынок в Европе, лидируем по аудитории музыкальных стриминговых сервисов и киберспортивных матчей. Это огромный ресурс как для производства контента, так и для его потребления, а контент — это то, во что сейчас активно инвестируют.

— Какие примеры из мировой практики доказывают, что креативные индустрии — триггер для развития.

— Если говорить о триггерах на уровне государства, то яркий пример — Великобритания. В конце 1990-х британский департамент культуры, медиа и спорта поместил понятие «креативные индустрии» в центр своей стратегической программы. Через 20 лет этот сектор начал приносить экономике страны свыше 100 миллиардов фунтов в год. Это 5,5% ВВП.

Что касается триггеров на уровне региона, то это сообщества людей, которые занимаются креативным предпринимательством на одной территории и постепенно вырастают в целые хабы. Это как киноиндустрия в Голливуде, IT в Кремниевой долине, технокультура в Германии. Отдельный пример драйвера креативных индустрий на уровне города — Бильбао со своим Музеем Гуггенхайма, который из промышленного города превратился в мекку для любителей современного искусства. В регионах России такие триггеры тоже есть: в Томске на территории ТГУ есть огромное коммьюнити IT-специалистов. В Калининграде благодаря системе рибейтов ( в данном контексте рибейт — возврат части затрат, — Прим. Ред.) стали активнее снимать кино. В прошлом году регион выплатил кинопроизводителям по рибейтам больше 50 миллионов рублей. Индустрии уже сами собой вырисовываются, нужно их только поддержать.

— Тема, заявленная на РИФ в Сочи, звучит так: «Креативные индустрии в регионах: путь к развитию». Как бы вы обозначили этот путь? Каков он?

— Несмотря на то, что креативные индустрии имеют свою специфику, мы все-таки говорим о развитии предпринимательства. Нужно решить проблемы, с которыми сегодня сталкиваются предприниматели в России, и тогда креативные индустрии тоже будут расти.

У отдельных регионов России есть возможность сделать ставку на экономический рост за счет креативных индустрий. Для того чтобы это случилось, нужно несколько факторов: «правильная» среда для бизнесов в креативных индустриях, комфортная среда для жизни, чтобы молодые профессионалы приезжали в регионы, работа с местным сообществом и банками, которые могли бы обеспечить льготное кредитование в этой области.

Самое главное — создать экосистему — от идеи бизнеса до ее реализации, — которая позволила бы региону предоставлять услуги в области креативных индустрий как в России, так и за рубежом. Задача креативных индустрий — выходить на глобальный рынок. Чтобы это случилось, нужно создать правильный инвестиционный климат, организовывать бизнес-миссии, профессиональные конференции. Тогда индустрии начнут взаимодействовать с городом, и сам город или регион «зазвучит» в экосистеме креативных индустрий.