Бизнес Журнал:

Не последние аккорды: как концертный бизнес выживает в пандемию

icon
13:24; 14 июля 2021 года

Автор:

 

Концертная индустрия столкнулась с серьезными проблемами с начала пандемии. Весной 2020-го отечественную эстраду «тряхнуло» сильней всего, но и вторая половина года прошла под гнетом ограничений и отмены концертов, мероприятий. Молодые звезды вынуждены были учиться заново зарабатывать на рекламе и онлайн-концертах, а старое поколение эстрады и вовсе оказалось на грани отчаяния. Еще в марте прошлого года Forbes прогнозировал музыкальной индустрии $5 млрд убытков и откат на два-три года назад по доходам. Сегодня точную сумму, которую потерял шоу-бизнес, никто не назовет, но потери эти воистину колоссальные. Как же выживают артисты и все, кто занят в музыкальной индустрии? Бизнес Журнал поговорил об этом с известным музыкантом Родионом Газмановым и его PR-директором Алисой Мамонтовой.

Наследник Олега Газманова сначала не пошел по стопам отца. В юности работал барменом, а, получив высшее образование, нашел более престижную работу — финансовым аналитиком. Позже Газманов-младший переключился на сферу недвижимости и добился там неплохих результатов, смог построить дом на собственные деньги. Но в один прекрасный день молодой человек оставил успешную карьеру и вернулся на сцену. О своем пути в роли артиста и сложностях, с которыми пришлось столкнуться в пандемию Родион Газманов рассказал в интервью БЖ. Также о том, как переживают непростые времена те, кто остается за сценой, но не менее вовлечен в шоу-бизнес, с нами поделилась пиар-директор артиста Алиса Мамонтова.

- Родион, в свое время вы ушли из бизнеса, чтобы заниматься исключительно музыкой. Чем продиктовано такое решение?

Родион: Я много раз уже рассказывал историю, почему ушел из бизнеса. Грубо говоря, мне хотелось гнаться за мечтой. И мечта была в шоу-бизнесе, в исполнении своих песен. В какой-то момент я понял, что добился чего-то в бизнесе. И друзья меня уговорили сделать два акустических концерта. Я их сделал с гитаристом. Мне дико понравилось. Мы собрали два раза битком клубы, и я понял, что я хочу заниматься именно этим.

- Каким было возвращение на сцену?

Родион: И возвращение на сцену началось именно тогда. Дальше мы начали выступать и потихонечку вышли песни. Не сразу получилось. Я записал альбом «Противофазы», как своеобразную лакмусовую бумажку, и этот альбом должен был показать, какие песни заходят слушателям. Ни одна песня не стала хитом в итоге. Но буквально через полгода я записал песню «Гравитация». И она порвала все чарты. И вот с тех пор у нас огромное количество выступлений. Ну было , по крайней мере, пока не начался ковид. Сейчас у всех артистов с этим сложно…

- Неужели шоу-бизнес настолько затягивает? Ведь это откровенно жестокий мир.

Родион: Шоу-бизнес правда затягивает. Но затягивает не он сам, а то состояние, которое ты испытываешь, когда находишься на сцене. И перед тобой 20 тысяч человек, и все на ушах. Это состояние, в котором ты исцеляешься от всех недугов, в котором тебя покидает любая, даже самая жуткая депрессия, это состояние, в котором ты можешь летать. Ты чувствуешь, что у этого мира есть цель, смысл, ты чувствуешь, что все происходит именно так, как должно быть. На сцене ты живешь.

- Россию накрыла третья волна COVID-19. Снова отменяются массовые мероприятия. Но вернемся в ту весну 2020-го, когда все только начиналось. Вопрос хотелось бы задать и вам, Родион, и вам, Алиса, чтобы услышать ответ и реакцию двух сторон – одной, которая на сцене, второй, которая за сценой. Каково было шоу-бизнесу и артистам испытать подобное потрясение?

Родион: Когда все отменилось, шоу-бизнесу было, честно, хреново. За март отменилось в первые три дня карантина 60 выступлений. Всего за 2020 год отменено у нас порядка 150 мероприятий и, возможно, даже больше. Печально, грустно. Конечно, по карману и мне и моим музыкантам это ударило довольно существенно.

Алиса: 2020 год стал лакмусовой бумажкой для многих артистов, он многих «сломал». Артисты в большинстве своём впали в депрессию и от этого пропали из поля зрения, удержались на плаву и «выстрелили» лишь те, кто смог быстро адаптироваться к онлайну и начал работать, приложив тройные усилия.
Например T-KILLAH выпустил маску раздающую деньги, которая поставила рекорд по использованию. Потом презентовал трек «Гречка Мартини», который в свою очередь стал главным хитом самоизоляции на сервисе «Яндекс.Музыка».

MIA BOYKA (певица, продюсером которой является T-KILLAH) написала свои хиты Эмэмденс и Пикачу и собрала 190 млн просмотров на ютуб (с Егором Шипом); залетела в ТikTok и завоевала там многомиллионную аудиторию с нуля.

Безусловно «просели» концерты/корпоративы и индустрия в целом. Концертные директора, музыканты, звукорежиссёры и другие - все сидели без денег, и государство никак не помогло людям, которые полностью лишились дохода.

- Родион, на пороге новых массовых запретов на проведение концертов, расскажите, чему вас уже научила пандемия в плане работы?

Родион: Конечно, это печально, плохо, но благодаря этому в прошлом году мы открыли для себя направление онлайн-коцертов и онлайн-поздравлений. Кстати, очень не плохо на этом заработали. Как раз пандемия в плане работы меня научила тому, что всегда нужно искать лазейки, новые варианты, новые ходы. И тогда все получится, главное, не сдаваться.

- Алиса, Родион, удается ли концертному бизнесу восстанавливаться? Что необходимо сделать, чтобы «выздоровление» концертной деятельности прошло как можно быстрее и безболезненней?

Родион: Восстановление концертной деятельности — больная тема сейчас. Кто-то считает, что лучше всего быстро вакцинироваться, кто-то считает, что нужно просто взять и снять все ограничения, пусть все болеют. Мое дело артистическое, это песни писать, а не делать выводы по поводу организационных моментов в период пандемии. Но я уже вакцинировался.

Алиса: Сейчас только начали подниматься с колен и начали выступать, как снова столкнулись с новой волной, отменой концертов, корпоративов. Шоу-бизнес не успел восстановиться даже на половину, как снова начались ограничения. К сожалению, наша сфера никак не обезопашена.

Концерты в клубах, залах и площадях нельзя - ковид , но можно набиваться в вагон метро в час пик; рассадка в самолетах и поездах тоже далеко не через одного; но вирус живет почему-то только в нашей индустрии развлечений и концертной деятельности.

Чтобы восстановить концертную деятельность, надо ее разрешить, как минимум, в полном формате (театры, площади, концертные залы и клубы), пусть минимум с 50% посещаемостью, пусть с социальной дистанцией и средствами защиты в виде перчаток: но артисты должны выступать, а люди, которые относятся к этой сфере, должны зарабатывать, как минимум, иметь такую возможность. Сейчас практически таковой нет.

- Родион, какой самый большой перерыв был у вас между концертами из-за ограничений?

Родион: Самый большой перерыв между концертами у меня был пару месяцев, как раз когда только начался карантин. Но, опять же, мы выступали, и много выступали на маленьких, частных концертах.

- Родион, вернемся в 2003-й год. Ваш первый крупный сольный концерт. Какие были эмоции? Сравнимы ли те эмоции с теми, которые вы испытали вновь выйдя на сцену к зрителям в перерыве между коронавирусными запретами?

Родион: Первый сольный концерт у меня был в Питере. И эмоции были потрясающими. Сравнимы ли они были с теми, что я испытал после долгого перерыва между концертами в пандемию? Тогда мы первый раз после каратина выступили в Севастополе на концерте, посвященном Дню Победы, который был перенесен с 9 мая. Площадь Нахимова, мощный аппарат, много артистов, толпа народу. Мои музыканты и я смотрели на все это как дети, которые попали в Детский мир и им дали папину кредитную карточку. Это была непрекрытая радость и невероятное удовольствие.

- Алиса, Родион, напоследок, пожелайте что-нибудь бизнесу и россиянам в это непростое время.

Родион: Бизнесу я желаю выжить. А россиянам — быть добрее. В кризисный момент это то, чего не хватает. Всем желаю здоровья, конечно, чтобы все близкие были живы и здоровы. Я думаю, что скоро все будет хорошо.

Алиса: Я надеюсь, что в ближайшее время отменят все запреты, закончится пандемия и все вернётся на свои места. Полные театры, клубы, гастроли.