БАБЬЕ ЦАРСТВО. РУССКИЙ ПАРАДОКС



БАБЬЕ ЦАРСТВО. РУССКИЙ ПАРАДОКС

Книгу с таким названием представляет издательство «АСТ». Ее автор — Эдвард Радзинский, знаменитый историк, драматург, чьи исторические романы давно стали культовыми. На этот раз мы погрузимся в галантный и жестокий XVIII век, где одна за другой на престол восходят женщины и правят так, что у всего мира захватывает дух.



Конец XVII века. Патриархальная Русь. В ней к женщине отношение исключительно пренебрежительное: «Курица не птица, баба не человек», «Кому воду носить? Бабе! Кому битой быть? Бабе! За что? За то, что баба». Кто бы мог подумать, что патриархальный русский мир сильно пошатнется, и целый век Россией будут править «бабы», хоть и царских кровей.

Не тогда ли зарождается феминизм на славянских землях, когда царевна Софья с соизволения батюшки берет себе в учителя просветителя и блестящего оратора Симеона Полоцкого? Ум ее, не красота, становятся щитом ее, «мужского ума исполнена девица», — пишет о ней современник. Но движет ею все же любовь! Править из своих покоев станут все русские царицы и правительницы, не стесняясь при этом жестоких казней, кровопролитных войн и многочисленных интриг. Софья — первая в портретной галерее Эдварда Радзинского разрушит миф о слабости женского ума и прольет кровь за престол на глазах юного и изумленного Петра.



Следом за ней в Кремль войдет чужестранка в горностаевой мантии. Екатерина I, католичка и лютеранка по рождению, станет именоваться не иначе как Государыня!



Софья Алексеевна, Екатерина Первая, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Елизавета Петровна и, наконец, сама Екатерина Великая — женщины на российском престоле многое делали впервые: приглашали на день рождения гостей-мужчин, ездили в открытых каретах и заводили фаворитов, они неожиданно сбросили с себя оковы предрассудков,  патриархальности и даже приличий. Облаченные в царские одежды, награжденные за  смелость и риск властью над огромной Российской Империей, они ворвались в историю без предупреждения и обиняков и провозгласили себя достойными трона.



В одном из интервью Эдвард Радзинский признался, что долгое время работал над созданием сплошь мужских исторических персонажей, но не написать «Бабье Царство» он решительно не мог, ведь тема фантастическая!

Удивительный парадокс русской истории должен быть сыгран в театре, снят в кино, но пока за столь яркий и неоднозначный материал никто не взялся.

Впрочем, есть книга, которая станет путешествием к корням русского феминизма и выпуклой, объемной зарисовкой быта русских цариц.

Бизнес-журнал | июль–август | #7–8 2019