НОВАЯ ПАРАДИГМА КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ



НОВАЯ ПАРАДИГМА КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Традиционные методы обучения, какими мы их знаем, уходят в прошлое. Они становятся все более оцифрованными и технологически инновационными. Мировая EdTech индустрия образовательных технологий, по прогнозам европейских экспертов, к 2020 году достигнет оборота 252 миллиарда долларов, увеличившись на 17%.

Immersive Learning — этот термин относится к программам, в которых используется эффект присутствия, погружения и симуляции реальных процессов.

Все, кто занимаются корпоративным обучением, прекрасно знают, что классические видеокурсы сами по себе уже никого не учат. Для качественного обучения современному человеку недостаточно слушать и смотреть, и не у всех хватает мотивации. Людей надо вовлекать, развлекать, давать обратную связь.

Многие хорошо знают, что единственный способ действительно чему-то научиться — это сделать. Согласно «Кривой забывания», или кривой Эббингауза, мы забываем почти все, что узнаем, очень быстро, если не используем это. Форма «практики реального мира» создает мышечную память и помогает нам сохранить то, что мы изучили. Поэтому если мы через иммерсивные технологии имеем возможность качественно тренироваться и практиковаться, то следует рассматривать VR/AR не просто как технологии, применяемые для обучения, а как новую парадигму корпоративного обучения.

Суть и применение технологий

Дополненная реальность (AR) добавляет цифровые элементы к просмотру в реальном времени, чаще всего через использование камеры на смартфоне. Яркими примерами дополненной реальности являются приложение Snapchat и игра Pokemon Go. Как это работает: вы наводите камеру смартфона на условный предмет и получаете дополненное, вымышленное изображение поверх реальной картинки.

Фильтры для фотографий со всевозможными масками, ушами животных в социальных сетях — это тоже пример дополненной реальности.

Одно из самых простых применений AR в образовании — введение в традиционное обучение. Например, дополненная реальность может заменить бумажные учебники, физические модели, плакаты, печатные руководства. Только представьте, что при наведении на одну простую иллюстрацию, карточку, символ, вы можете получить на экране трехмерное изображение нового объекта, предположим, какого-то оборудования в натуральном виде или же виртуального преподавателя с мини-лекцией, подсказками, разъяснениями и прочим.

В отличие от виртуальной реальности дополненная реальность не требует дорогостоящего оборудования, поскольку технологии AR доступны через смартфоны большинству целевой аудитории.

Виртуальная реальность (VR) подразумевает полное погружение в иной физический мир через устройства виртуальной реальности, такие как шлемы, очки, например, HTC Vive, Oculus Rift или Google Cardboard. В виртуальном мире пользователи могут перемещаться в реальных или фантастических средах, например, в цехе производства или стае динозавров.

Есть еще новая, более сложная сущность — смешанная реальность Mixed Reality (MR), которая также называется гибридной.

В ней сочетаются элементы как AR, так и VR, взаимодействуют реальные и цифровые объекты, реальный и виртуальный миры объединены, их нельзя четко разграничить. Технология смешанной реальности только набирает обороты. В средства MR входят, например, лобовые стекла и тренажеры с индикаторами, те же шлемы, очки виртуальной реальности, планшеты, смартфоны и другие мобильные устройства. Примеры MR-приложений достаточно разнообразны — и по возможностям, и по потенциальной сфере применения, и по требованиям, которые предъявляются к пользователю.

Нереальные технологии в реальном секторе

Современные VR-технологии шагнули далеко вперед первых робких попыток. Сегодня VR-тренажеры используются при подготовке спасателей, военных, космонавтов, пилотов, в профессиональном спорте, при тестировании сложной и опасной техники, в обучении медиков. VR-тренажеры виртуальной реальности есть у МЧС, с их помощью обучают тушению лесных пожаров и горноспасательным операциям.

Четверть российских компаний уже заинтересована или внедряет VR-технологии, утверждается в результатах исследования, проведенного VR-Консорциумом в 2017 году. В анализе опроса отмечается, что большая часть отечественных предприятий, уже работающих с VR и AR-технологиями, представляет реальный сектор экономики: машиностроение, добыча, переработка, энергетика. Обучение персонала — в числе основных сфер применения VR-технологий в этих отраслях.

Интересным примером внедрения AR/VR-технологий в корпоративном обучении является опыт компании «СИБУР Холдинг», где очки дополненной реальности используются для получения удаленных консультаций по оборудованию. Также здесь спроектирован тренажер виртуальной реальности, который помогает работникам готовиться к плановым ремонтам оборудования.

Обучение на тренажере сокращает время ремонта, улучшает качество, а также способствует развитию навыков использования цифровых технологий у персонала.

Однако пока в России VR сильнее всего проник в индустрию развлечений. Их опыт нам, участникам EdTech индустрии, интересен с точки зрения развития программных, дизайнерских решений, применения технических новинок, к примеру, таких как умный костюм с обратной тактильной связью. Такое снаряжение может найти применение в промышленном обучении, добывающих производствах, обучении пожарных и спасателей.

В мировой практике применения иммерсивных технологий в корпоративном обучении интересен опыт Walmart. В 2017 году компания внедрила VR в розничную торговлю, используя технологию для повышения квалификации менеджеров в двухсот Академиях Walmart. Учебные программы Walmart были настолько успешными, что в сентябре 2018 года было объявлено, что компания расширяет обучение с помощью VR-технологий до пяти тысяч магазинов в США.

Это означает, что более миллиона сотрудников Walmart в каждом магазине получили доступ к иммерсивному обучению. Здесь используется технология STRIVR — комплексное решение, объединяющее программное обеспечение, оборудование и услуги, необходимые для обеспечения последовательного, реалистичного и захватывающего обучения с помещением сотрудников в среду, где они могут проверить свои способности в рабочих ситуациях. Например, отработать взаимодействие с покупателями в периоды больших распродаж, той же «черной пятницы», когда в магазинах скапливаются толпы людей. В этот момент высок риск конфликтных ситуаций, их продавцы также отрабатывают с помощью тренажеров виртуальной реальности.

Комбинированное будущее

Среди наиболее значимых тенденций в EdTech дополненная реальность занимает лидирующие позиции в связи с широким проникновением мобильных устройств и развитием соответствующих приложений. Ожидается, что к 2020 году к технологии присоединятся более миллиарда пользователей в мире, что открывает множество возможностей для образовательных учреждений и предприятий.

В то же время технология VR будет продолжать расти, только медленнее, чем ожидалось, и связано это в первую очередь с развитием аппаратных средств, которые уступают программным средствам в скорости обновления и проникновения.

Понятно уже сейчас, что технологии будут смешиваться и их ждет комбинированное будущее. Эволюция устройств с микс-технологиями, вероятно, будет похожа на процесс трансформации сотовых телефонов, которые со временем стали плоскими, легкими и менее громоздкими. Возможно, это будут очки MR, которые практически не будут отличаться от обычных по весу и размеру, однако по функционалу будут и тренажерами, и проекцией для дополнения объектов — с технологиями искусственного интеллекта.

Новая парадигма

Технологии смешанной реальности выведут корпоративное обучение на новый уровень. Остановимся на нескольких форматах, которые уже сегодня отчасти можно внедрить в практику, именно они будут набирать обороты и развиваться.

Виртуальные среды. Смоделированные среды, имитирующие реальный мир. Например, учебный класс или же производственый цех, где слушатели смогут взаимодействовать с виртуальными, смоделированными на основе искусственного интеллекта коллегами или онлайн-преподавателями в режиме реального времени.

Также это могут быть виртуальные пространства для встреч территориально удаленных сотрудников в одной среде, где они смогут вживую общаться в режиме реального времени, взаимодействовать с дополненными 3D-объектами.

Аналитика и персонализированные пути обучения. По мере развития технологий решения для образования будут включать более детальную аналитику и оценку эффективности обучения.

Например, датчики смогут определять уровень эмоционального состояния, вовлеченности и подбирать индивидуальный образовательный контент.

Уже сейчас можно реализовать персонализированный путь в VR-обучении, в основу которого ляжет принцип компьютерных игр, где обучающийся, взаимодействуя с онлайн-ресурсами, может идти разными путями, основываясь на текущих знаниях и целях.

Этот метод идеально подходит для обучающих сценариев, которые подразумевают поиск путей принятия решений.

Программное обеспечение может записывать ход обучения и отслеживать результаты. По завершению иммерсивного курса есть возможность просмотреть путь обучаемого, проанализировать ошибки, выявить сильные стороны. Например, обучаемый пропустил важный шаг в процессе. Система покажет, как правильно выполнить эту часть задачи и предложит повторно пройти этап, где была допущена ошибка. Люди смогут немедленно учиться на своих ошибках в виртуальной среде, а не на реальном оборудовании, что исключает риски поломок, технических и финансовых потерь.

Конечно, виртуальная реальность не вытеснит полностью традиционные формы электронного обучения, так как основной ее недостаток сейчас — сложное внедрение, поддержка и дорогие аппаратные средства. Мы предвидим, что интерактивное электронное обучение будет также развиваться в части вовлекающего педагогического дизайна, аналитики и индивидуальных карт обучения и работать там, где нужны более экономичные и простые образовательные модели.

Настоящее в будущем

Где точно необходимы иммерсивные технологи в обучении уже сегодня? Люди, которые выполняют работы, связанные с высоким риском. Пожарные, спасатели, пилоты, диспетчеры, инженеры-нефтяники или газовики, врачи или машинисты тяжелой техники нуждаются в соответствующей подготовке. VR идеально подходит для обучения таких специалистов, поскольку моделирует опасные или рискованные ситуации в безопасной, контролируемой среде. Но не только риск может быть обоснованием внедрения иммерсивных технологий. Виртуальная реальность также позволяет обучать навыкам оказания первой помощи, межличностного общения, отрабатывать различные сценарии корпоративного поведения, быстро и эффективно погружать людей в рабочие процессы.

Если ваша компания может извлечь выгоды из лучшего обучения и максимального вовлечения сотрудников, подумайте о программах с использованием AR и VR.

Иммерсивное обучение — это больше чем просто содержимое в модной гарнитуре. Его эффективность определяется экспертами, методистами, дизайнерами, программистами, архитекторами решений. AR и VR-технологии будут развиваться гигантскими темпами, так что сейчас время в них инвестировать.

Бизнес-журнал | Июнь | #6 2019