VR/AR — ТРЕТЬЕ ИЗВЕРЕНИЕ БИЗНЕСА



VR/AR — ТРЕТЬЕ ИЗВЕРЕНИЕ БИЗНЕСА

Технологии меняют бизнес-процессы. В маркетинге и продажах перемены наиболее ощутимы. На смену традиционным средствам коммуникации с клиентом спешат виртуальная и дополненная реальность. Специалисты прогнозируют их взрывной рост в самом ближайшем будущем. Нам лишь осталось осознать, как поставить их на службу собственным бизнес-интересам.

Основатель проекта "КИБЕР РОССИЯ" Роман Поволоцкий, что называется, «в теме» и с удовольствием делится собственным пониманием того, когда и как VR/AR (виртуальная и дополненная реальность) перевернут наше представление о мире и станут основными проводниками между компаниями и клиентами. По его словам, до этого момента остался лишь один шаг.

— В чем сила виртуальной реальности?

— На данный момент виртуальная реальность используется в основном в образовательных целях. Все, что можно исследовать в ситуациях, когда жизненный опыт получить сложно, последовательно реализуется в виде симуляторов виртуальной реальности. В первую очередь воссоздаются ситуации, связанные с риском для жизни, или там, где используются дорогостоящие расходные материалы, например, изучение объектов, расположенных в космосе или глубоко под водой, при высокой или низкой температуре — сценариев великое множество.

Также надо отметить интерактивные возможности виртуальной среды, ведь мы можем активно взаимодействовать с объектами виртуального пространства и, например, запустить симулятор развития конкретной болезни в теле человека, после чего наблюдать за изменениями в костях черепа, рассматривая объекты в разном масштабе и ракурсах, что недостижимо при просмотре видео или печатного издания.

— В каких отраслях российской экономики VR/AR наиболее активно развивается?

— В виртуальной реальности первое применение было зафиксировано в компьютерных играх, в сферах обучении персонала, строительстве и архитектуре. В каждой отрасли с помощью VR/AR решаются конкретные задачи. На рынке развлечений, к примеру, можно надеть шлем виртуальной реальности и костюм полного погружения и оказаться в игровой Вселенной, где можно полностью перевоплотиться в любого персонажа. В строительстве и архитектуре можно демонстрировать обстановку в квартире, включая отображение солнца, которое будет в ускоренном режиме проходить по небосводу, что даст понять, комфортная ли обстановка будет на кухне, когда на ней будут готовить завтрак.

Дополненная реальность имеет гораздо более широкое применение за счет использования последних версий смартфонов.

Несмотря на то, что виртуальная реальность доступна уже в шлемах стоимостью меньше двадцати тысяч рублей, все же эти устройства требуют специальной пользовательской сессии.

Технология дополненной реальности ввиду совмещения со смартфоном позволяет удивлять пользователя и увеличивать количество публикаций в социальных сетях, что делает технологию заманчивой для компаний, проводящих выставки, концерты и иные мероприятия, для маркетинговых и рекламных агентств.

Также надо отметить бурный рост технологии в ритейле, ведь каждая этикетка, по сути, является маркером дополненной реальности, которую можно снабдить дополнительной информацией или геймифицировать.

— Какие бизнесы могут быть построены на VR/AR-технологии: игровой, кинотеатры, квесты, др.?

— Данные технологии не просто так называются «сквозными». Это указывает на то, что нет таких областей, которые не будут затронуты этими технологиями в ближайшие годы. Рынок игр достаточно динамично развивается, так как крупные технологические компании Sony, Facebook и HTC создали достаточно качественный продукт, и уже сейчас доступны мобильные шлемы виртуальной реальности. Так как количество устройств на рынке исчисляется уже миллионами, то можно считать, что технологические возможности опережают программные, и очередь за контентом во всех сферах применения.

— Известны ли вам коммерчески успешные бизнес-проекты, в основе которых лежат VR/AR-технологии?

— Из отечественных кейсов могу отметить сервис ARGIN, который конкурирует с мировым лидером в распознавании маркеров дополненной реальности Vuforia. Все остальные продукты, которые я видел, находятся в стадии подтверждения гипотез, либо у них «не сходится» экономика, то есть они не окупаются.

В основном рынок наполняется проектами, которые позволяют на кончиках пальцев нащупывать успешные кейсы применения и делать выводы о закономерностях в использовании, чтобы в будущем упаковать решение в продукт.

— Какие успешные кейсы применения виртуальной реальности известны вам в науке, медицине — не в бизнесе?

— Как виртуальная, так и дополненная реальность — мало изученная среда. Мы говорим о практически полном переносе контента из бумаги в виртуальные среды, о переносе труднодостижимых опытов в симуляторы. По тому, как человек держит смартфон и анализирует изображение, можно предсказывать болезнь Альцгеймера. Мы проводили клинические исследования по реабилитации инсультных пациентов в виртуальных симуляторах и видим рост количества прототипов решений с реабилитацией коммуникативных функций у детей, больных аутизмом. И это только несколько кейсов, по факту их огромное количество.

— Какие задачи решает VR/AR в бизнесе?

— Виртуальная среда позволяет прожить опыт дешево и безопасно, что открывает огромные перспективы применения в образовании и обучении персонала.

Дополненная реальность позволяет наглядно показать трехмерную анимированную
модель поверх изображения в камере, что позволяет перенести пользователя в другое измерение. Кроме того, обе технологии (VR/AR, — Прим. Ред.) позволяют удивлять пользователя, что позитивно сказывается на восприятии контента, конечно, если мы подразумеваем его качественное исполнение.

Все-таки не каждый инструмент дает нам возможность погрузиться на дно океана, посетить МКС или изучить строение капилляров на клеточном уровне. Такой жизненный опыт позволяет оставить в памяти пользователя яркие, незабываемые впечатления и позволяет маркетологам и sales-службам делать правильные выводы об отношении потребителя к продукту или услуге, к компании в целом. Большинство продаж совершается в эмоциональном состоянии, при правильном использовании данных технологий в цепочке продаж их можно успешно монетизировать.

— У VR/AR есть побочные эффекты: вред для глаз, тошнота. К тому же создание продукта стоит немалых денег, а контакт с ним непродолжительный. Это влияет на продвижение технологий виртуальной и дополненной реальности?

— Нежелание женщин портить прическу и следы на лице после использования шлемов виртуальной реальности останавливают прогресс больше, чем все остальное. Что касается тошноты и вреда для глаз, то уже сейчас есть вполне конкретные средства устранения эффекта укачивания, например, Motion Sickness.

Если вкратце, то не надо делать ускорение и замедление при движении в виртуальных симуляторах. Наш вестибулярный аппарат дает сбой, когда изображение перед глазами начинает ускоряться, имитируя движения, а тело остается на месте, потому для перемещения используют эффект телепортации.

Есть также и другие способы улучшения качества пользования, но это уже тонкости. Что касается вреда при использовании, то все хорошо в меру. Шлем виртуальной реальности можно сравнить с молотком, которым можно ударить по гвоздю, а можно по пальцу.

Читал про японцев, которые сутками находятся в виртуальных симуляторах — это не закончится ничем хорошим.

— Что мешает VR/AR-технологиям развиваться в России? Какие условия необходимы для их развития?

— Отсутствие измеримых результатов и нетерпеливость инвесторов. У нас нет культуры инвестирования и ожидания результатов в среднесрочной перспективе. Большинство бизнесменов хочет результат здесь и сейчас. С технологией  виртуальной и дополненной реальности так не получится. Пользователь должен научиться использовать новый вид устройств, понять выгоду от него, освоиться с совершенно новой формой взаимодействия с контентом. На это может уйти не один год.

— Каковы перспективы?

— Мы увидим взрывной рост дополненной реальности после выпуска комфортных очков по доступной цене. Это будет означать повсеместный переход на новый вид устройств ввода и вывода информации. Зачем вам покупать мониторы, планшеты, смартфоны, телевизоры и ноутбуки, если все это можно уместить в очки дополненной реальности, которые можно брать с собой на дачу, в командировку или в отпуск. Также важным фактором роста является то, что наш смартфон имеет критически маленький размер экрана для обработки данных, а многие профессии просто не могут взаимодействовать с компьютерами, так как руки заняты. Врачи, строители, конструкторы раньше не имели возможности пользоваться такими вычислительными мощностями, теперь для них открывается новый уровень взаимодействия с трудовой задачей.

— Многие, кто пытался заработать на VR/AR, говорят, что проекты, основанные на дополненной реальности, трудно окупать. Почему?

— Всему свое время. Мы находимся в начальной стадии развития VR/AR-технологий, в этой стадии когда-то находились кинематограф, сотовая связь и другие технологии, которые вначале трудно окупались, а спустя десяток лет превратились в индустрии.

Бизнес-журнал | Июнь | #6 2019