ТВОРЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

Прослушать новость

Алексей Гайдин, менеджер по исследованиям и стратегическим образовательным инициативам Universal University

На фоне стремительного развития новых технологий может показаться, что «креативная экономика» — понятие, уходящее корнями в далекое прошлое. Но это не так. Креативная экономика — новая, развивающаяся концепция, в основе которой лежат творческие активы, способные заметно повлиять на экономический рост страны.

Последние исследования 1) говорят о том, что глобальный доход креативных индустрий в мире постоянно растет. Сейчас он составляет $2 250 млрд, а именно 3% от мирового ВВП. В Москве объем рынка креативной экономики равен 3,95%. Для сравнения в Нью-Йорке — 8,86%, а в Берлине — 8,51% 2).
______________________________

1) CISAC (International Confederation of Societies of Authors and
Composers) и E&Y (Ernst & Young).

2) Исследование 2014–2016 гг. «Индекса креативного капитала», проведенного компаниями PriceWaterhouseCopers, фондом Calvert22 и Центром стратегических разработок.
______________________________

Будущее наступило

Творческие индустрии помогают не только изменять окружающий мир, но и сохранять его для следующих поколений. К примеру, человечество старается двигаться в сторону бережливого отношения к окружающей среде и интегрироваться в нее, соблюдая эко-баланс. В результате появляются такие проекты, как в Амстердаме, где недавно были установлены скамейки, созданные дизайнерами-урбанистами из переработанного безопасным способом пластика.

В креативную экономику все больше проникают новые технологии: виртуальная и дополненная реальности, искусственный интеллект и машинное обучение. К примеру, в августе 2017 года британский хореограф Уэйн Макгрегор в лондонском театре Roundhouse поставил пьесу «+/- Человек», где были использованы алгоритмы машинного обучения и искусственного интеллекта.

Все это части креативной экономики, особого сектора, основанного на интеллектуальной деятельности человека. Драйвером ее развития в постиндустриальном мире стали креативные индустрии, к которым по международной классификации относят дизайн, музыку, кино, изобразительные и исполнительские искусства, моду, литературу, издательское дело, рекламу, архитектурное проектирование, интернет, мультимедиа, разработку компьютерных игр, а теперь еще IT и блокчейн. При этом креативная экономика не только способствует созданию рабочих мест и экспортным доходам, но одновременно поощряет социальную интеграцию, культурное разнообразие и развитие человека.



Термин «креативные индустрии» впервые появился в 1998 году в документе Департамента культуры, медиа и спорта правительства Великобритании. А в 2016-м британское правительство объявило, что креативные индустрии являются одним из пяти ключевых секторов, которые составляют фокус английской промышленной стратегии. При этом объем креативной экономики Лондона в том же году составил 10,65%, показав динамику роста на 1,67% по сравнению с 2014 годом 3).
____________________________________
3) Исследование 2014–2016 гг. «Индекса креативного капитала», проведенного компаниями PriceWaterhouseCopers, фондом Calvert22 и Центром стратегических разработок.
____________________________________

Труд мирового уровня

По данным Eurostat, в 2012 году в европейских креативных индустриях работало практически столько же людей (7, 060 тыс. чел.), сколько в производстве продуктов питания и напитков (7, 274 тыс. чел.), и в пять раз больше, чем на предприятиях химической промышленности (1, 346 тыс. чел.). К 2016 году на глобальном рынке труда креативными индустриями уже было создано 29,5 млн рабочих мест, что составляет 1% от всего экономически активного населения в мире. Для сравнения: число занятых в мировой автомобильной промышленности (Европа, Япония, США) —25 млн рабочих мест.

При этом креативные индустрии активно развиваются и в Африке, и на Среднем Востоке, и в Латинской Америке. А страны Азиатско-Тихоокеанского региона стоят на первом месте по объему заработанных на сегменте средств — $743 млрд, что составляет 33% от глобального дохода креативной экономики. При этом в странах этого региона создано 12,7 млн рабочих мест, что практически в три раза больше, чем в Северной Америке, и почти в два, чем в Европе. Что касается России, пока, к сожалению, на карте креативного мира такой страны нет.

По сравнению с мировыми столицами (Нью-Йорк, Берлин, Лондон, Сеул) в Москве самое большое количество университетов (231), музеев (411), креативных пространств (71), концертных залов (73), однако индекс упоминаемости города в глобальном пространстве в контексте креативных индустрий всего 1 357 пунктов. К примеру, в Нью-Йорке, где число университетов (86), музеев (143), креативных пространств (41) и концертных залов (28) в среднем в 2–3 раза ниже, тот же индекс составляет 15 705 пунктов.


 
Что могло бы помочь строительству креативного мира в России? Прежде всего, необходимо обеспечить содействие авторам в защите своих прав. Креативные индустрии нуждаются в поддерживающих правовых рамках, которые защищают права создателей и обеспечивают им справедливое вознаграждение.

Это стимулирует экономический рост и создание рабочих мест во всем мире. Также можно пересмотреть текущий трансфер стоимости в цифровой экономике для поддержки креативной экономики. Пока все механизмы создания добавленной стоимости работают на онлайн-посредников. Кроме этого, стоит уделять большое внимание воспитанию талантов.

Творческое сообщество — это ядро инноваций и устойчивого развития общества, а творческие таланты — источник жизненной силы креативных индустрий; их следует защищать и поощрять.

Например, при объеме отрасли креативных индустрий в Нью-Йорке в 8,86% динамика роста там составляет всего 0,26%. Это говорит об устойчивой модели творческого развития нации, о сформированных подходах и принципах. В Берлине объем сегмента — 8,51% при росте 5,4%, а вот в Сеуле — 7,81% при отрицательном росте –1,45%. То есть цифры как бы сами подсказывают, что Сеул, творческая модель которого ориентирована на подражание, исчерпал свою идейную ресурсную базу и ждет мировых трендов. А вот Берлин, напротив, продолжает разрабатывать и формировать новые принципы развития творческих идей. В Москве при общем объеме рынка креативных индустрий в 3,95% его рост составил 3,4%.

Сейчас достаточно комфортные условия для развития учебных пространств, новых образовательных стандартов, создания культурного и творческого контента, поиска новых пространственных форм для работы, обучения и отдыха. Иными словами, есть все возможности для того, чтобы обозначить «широту» собственных ценностей на креативной карте мира.

Трудности национального перевода

Любое образование — это способ «заглянуть» в будущее. Образовательные реформы всегда разделяют участников процесса на два лагеря: консерваторов и их полную противоположность, которая появляется вместе с растущей конкуренцией на глобальных и местных рынках труда, зарождением новых профессий, новых навыков и компетенций, возможностей платного образования. К примеру, массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) уже сегодня начинают соперничать с традиционными вузами.

Так что не исключено, что в обозримом будущем в числе ведущих университетов мира мы увидим компании вроде Google.

В целом в России есть неплохие перспективы по развитию креативных индустрий. У нас есть хорошая база: в России каждый пятый ребенок заканчивает художественную школу, каждый десятый — музыкальную. Немаловажным фактором является то, что в России относительно дешево осуществлять разработку продуктов для глобального рынка (дизайн, концепт-арт, анимация, программирование, разработка мобильных приложений, компьютерных игр и т.д.). И такой потенциал хорошо укладывается в рамки тенденций, которые наблюдаются в креативных индустриях в настоящее время.

К 2020 году в мире будет 6 млрд смарфтонов, и 20% их владельцев будут активно использовать свои устройства для развлечений. Таким образом, нас ждет рост популярности развлекательного контента, а значит, будут востребованы дизайнеры, работающие с компьютерными технологиями. В ближайшие годы основным драйвером развития будут игры.

Параллельно происходит еще одна тенденция, связанная с ростом инвестиций в области виртуальной дополненной  реальности. В 2017–2020 гг. сформируется глобальный VR/AR рынок, состоящий из 110 млн устройств, из которых 65 млн — аппаратные средства виртуальной реальности.

Еще одна тенденция связана с развитием онлайн-видео. Уже в 2018 году онлайн-видео должно занять 80% интернет-трафика, поскольку интернет-каналы — это основной способ донесения информации до миллениалов, составляющих сегодня основную массу сотрудников среднего звена. На базовом уровне, например, этот тренд может быть полезен компаниям для внутренних коммуникаций с сотрудниками-миллениалами, где продуктивной формой общения и обучения становятся видеоролики. Это также влияет на увеличение спроса на определенных специалистов.

Последний тренд, на котором я остановлюсь, — трансформация и рост целевых рынков в сегментах культуры и искусства. Сегодня происходит изменение контура потребительских предпочтений: концерты классической музыки проходят при полной заполняемости залов, художественные и арт-шоу переходят в ТВ-форматы. Снижение количества посетителей в музеях и на выставочных пространствах говорит не о снижении интереса, а о стремлении искусства и культуры адаптироваться к новым возможностям.

Большой интерес для нас также представляет музыкальная индустрия, которую в России предстоит только сформировать. В Москве есть 15–17 учреждений, предлагающих классическое музыкальное образование, куда попадает только 5% выпускников музыкальных школ. Что делать остальным? Не все должны стать классическими исполнителями: музыкальная индустрия — очень широкий сегмент. Помимо классического сообщества есть и современные прогрессивные исполнители — лидеры мировых чартов, продюсеры, звуковые дизайнеры, музыкальные медиа, звукозаписывающие студии, продюсерские центры. В этом сегменте сегодня наблюдается также большой запрос на профессионалов.